Без шума и пыли
РАМТ, складываясь по кирпичикам, стал лучшим репертуарным театром Москвы. Обладателем великолепной труппы. С грамотно выстроенной репутацией. Умным репертуаром. Открытостью.
Как правило, крупный государственный театр в Москве выпускает в сезон три-четыре премьеры. Некоторое время вдвое-втрое превышал этот показатель МХТ имени Чехова.
Сегодня же появился новый рекордсмен — Российский молодёжный театр: за ушедший сезон им было выпущено 13 новых названий. И каждая работа стоит разбора и разговора.
РАМТ — театр достаточно скромный. И умный. Конечно, здесь рекламируют себя. Но так, чтобы было интересно. Здесь не шумят, а работают.
Порой берутся за проекты подобные «Берегу утопии», но не парализуя тем самым повседневную работу на полгода. Находят интересные, эксклюзивные названия, причём из любого времени — от романтической трагедии до злободневной новой драмы.
По-новому, но без захлёста приёмами трактуют классику. Привечают режиссёров, в том числе совсем молодых. Добывают из собственных резервов новые площадки (сейчас полноценно функционируют три сцены). Не привлекают внимание скандалами.
Тихо-мирно, без шума и пыли РАМТ, складываясь по кирпичикам, стал лучшим на сегодня репертуарным театром Москвы. Обладателем великолепной труппы, где есть представители всех возрастных категорий (кстати, несмотря на большую численность коллектива, в нём нет незанятых актёров). С грамотно выстроенной репутацией. Репертуаром. И — открытостью. В РАМТе хорошо относятся к тем, кто приходит. Именно поэтому здесь хочется остаться.
Столь впечатляющий минувший сезон был для РАМТа, конечно, разным. В чём-то неравноценным. Это нормально. Идёт процесс, и если люди где-то ошибаются или где-то идут на чересчур смелый поступок, ничего нет страшного. В этом — жизнь.
А ниже — рейтинг новых постановок театра, ставших интересными в самых разных категориях.
Номинация «Возвращение»
Одним из самых громких событий стало новое появление в театральном процессе режиссёра Миндаугаса Карбаускиса, после ухода из театра Табакова не выпускавшего премьер.
Когда спектакль Карбаускиса «Ничья длится мгновение» увидел свет, стало понятно, что режиссёр, сохраняя верность любимым смысловым направлениям и собственному почерку, двигается вперёд. Развивается.
«Ничья», спектакль по роману Ицхокаса Мераса о судьбе большой еврейской семьи, заключённой в гетто, оказался минималистично строг и серьёзен. А холодноватая отстранённость соединилась с нежностью и глубиной переживаний.
У актёров РАМТа появился новый опыт — работа в принципиально иной стилистике. А Карбаускис после многолетнего изучения темы смерти повернул её так, что спектакль получился о жизни.
Номинация «Песни о главном» Проект «Алые паруса» в РАМТе заявляли несколько сезонов подряд. Что, конечно, подогревало интерес. Вышедший в итоге продукт оказался спорным и бурно обсуждаемым.
Одни восторгались, говоря, что лучшей романтической истории не придумаешь. Другие негодовали и на музыкальный материал, и на неодинаковые певческие умения актёров, и на сильно перекроенный (точнее, заново придуманный) сюжет.
Однако именно в этих неординарностях — достоинство спектакля. Каждому времени нужна своя сказка об алых парусах. Нашему — именно такая, жёсткая, местами безнадёжная. Отчаянная. Волнующе-чувственная. Где чудеса имеют простую природу, но от этого не перестают быть чудесами.
В «Парусах» есть и несколько хорошо запоминающихся музыкальных тем, и эффектное оформление, и хорошо спетые-сыгранные роли. А для драматического репертуарного театра такое явление, как «Паруса», по всем параметрам уникальное.
Номинация «Детская» На протяжении всего сезона РАМТ осуществлял программу «Молодые режиссёры — детям». В её рамках было выпущено сразу несколько спектаклей в постановке выпускников Мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе.
Один из них, «Кот, который гулял сам по себе» режиссёра Сигрид Стрём Рейбо, уже стал очень популярен — побывал на нескольких фестивалях. Остроумный, простыми средствами сделанный спектакль погружает в стихию игры, заставляя и взрослого испытывать детские эмоции.
Другая работа, «Бесстрашный барин», выпущенная Марфой Назаровой, немного схожа с «Котом» по стилистике, однако более залихватская, даже хулиганская, а в финале выдающая довольно резкую мораль.
А вот спектакль «Почти взаправду» Екатерины Половцевой, хоть и снабжён самыми разными «инженерными» придумками, по сути, довольно вязкий и замедленный. Да и длинный — больше двух часов, а это утомляющая для ребёнка продолжительность.
Бывает и так, но это естественная часть общего важного процесса. Существенно расширив и свой репертуар, и ассортимент детских спектаклей по Москве, РАМТ показал разный подход к детскому материалу, а заодно дал сразу нескольким режиссёрам хороший профессиональный старт.
Номинация «Стильная классика» Худрук РАМТа Алексей Бородин собственноручно выпустил в сезон сразу два спектакля. Помимо масштабных «Алых парусов» он отдал дань юбилею Чехова: смикшировал его одноактные пьесы, смыслово оформив их в лирическую историю любви между немного нелепыми людьми, чья пылкость соседствует с чудаковатостью, а чувства умножаются на обстоятельства.
Спектакль «Чехов-Gala» можно назвать фирменным для Бородина: здесь есть присущие режиссёру изящество, лёгкость, чувство стиля и заострение неожиданных смыслов. И конечно, отличные актёрские работы сразу нескольких поколений.
Номинация «Бенефис в квадрате» Отличительная черта каждого спектакля РАМТа — актёрский ансамбль. Он может вытянуть на качественный уровень даже не самую успешную ситуацию. А порой и превратить её в бенефис.
Так получилось с «Доказательством» (пьеса Дэвида Оберна, постановка Кшиштофа Занусси). Сюжет — замысловатый четырёхугольник: гениальный, постепенно теряющий рассудок профессор-математик, две его дочери и аспирант, влюблённый в одну из них.
Игры разума, амбиции, резкие перемены в судьбах, родственные и неродственные страсти — есть что играть. Поскольку режиссура польского маэстро оказалась несколько стерильной, на первый план вышла схватка актёрских темпераментов. И вполне можно сказать, что Нелли Уварова, Евгений Редько, Ирина Низина и Денис Баландин обогатили свой послужной список первоклассными работами.
Номинация «Сегодняшний день» Большое достоинство репертуарной политики РАМТа — грамотное сочетание материала разных эпох и стилей. Есть своё место и у новой драмы: в ушедшем сезоне появились два спектакля. И оба — достойные.
Офисную драму «Под давлением 1—3» Роланда Шиммельпфенига поставил дебютант Егор Перегудов, историю о трёх молодых людях FSK 16 Кристо Шагора — Яна Лисовская, некогда актриса РАМТа, живущая ныне в Германии.
«Под давлением 1—3» — это беспристрастный, даже циничный и очень психологически точный взгляд на будни сотрудников крупной компании, которым осталось совсем немного до настоящего успеха. Один шаг. Но чем придётся пожертвовать — любовью, собственной индивидуальностью или образом жизни — кто знает.
А герои FSK 16 обо всём этом ещё не знают. Они юны, им кажется, что мир открыт и можно позволить себе всё. В том числе и жестокость. Но в поиске себя эти совсем ещё дети теряют что-то очень важное. Этим вот чувством потери, криком боли схожи новодрамовские спектакли.
Номинация «Сказка для взрослых»
В РАМТе любят писателя Евгения Клюева. Поставленные здесь несколько лет назад Владимиром Богатырёвым «Сказки на всякий случай» стали хитом.
Новый спектакль «Думайте о нас» того же режиссёра ориентирован уже больше на взрослую аудиторию. Сложная, с многочисленными поворотами и подтекстами, с многомерными персонажами, повесть Клюева напоминает огромный шар — интересно поворачивать и так, и так, и смотреть, что получится.
Попасть в сказочный мир, чтобы лучше понять мир реальный, а заодно и самого себя, — замечательная возможность и для двух героев-странников, и для каждого зрителя.
Единственный недостаток спектакля — его нарочитая старомодность. Такой сюжет куда лучше смотрелся бы в авангардных постановочных приёмах.
Волшебство, особенно для взрослых, требует именно такой подачи. Иначе ощущение уже иное.
http://www.chaskor.ru/article/bereg_utopii_19156<\/u><\/a>