Я вновь побывала на этом спектакле вчера и поймала себя на мысли, что весь спектакль пыталась найти ответ на вопрос: а любил ли Жюльен г-жу де Реналь?
Жюльен – человек закрытый, и по его поведению довольно трудно понять, что он чувствует. Он все это задумал, как некий вызов г-ну де Реналь за то, что тот унизил его, обращаясь с ним, как со слугой, а ведь он таковым себя не считал, да и не являлся, но г-н де Реналь считал иначе…
А вот г-жа де Реналь с самого начала относилась к Жюльену с симпатией, сам же Жюльен сожалел, что ему приходится учить детей богача и о том, что прошли времена Наполеона.
Чуть позже мы видим, как Жюльен начинает беспокоиться о г-же де Реналь, советовать ей, как лучше поступить, чтобы не пострадала ее репутация. Сцена перед отъездом Жюльена, казалось бы, раскрывает нам его чувства, и кажется, что вот она, настоящая любовь, но, видимо, сам герой еще не понимает этого, ибо его поведение немного напоминает бегство, да и слишком быстро он забывает о бывшей возлюбленной.
Герою кажется, что г-жа де Реналь забыта и это его прошлое, он служит у маркиза де ля Моль и его успехи не могут не радовать его, к тому же он преображается и выглядит уже более солидно (дорогое пальто, сапоги, костюмы).
Внезапный роман с Матильдой приводит его чуть ли не к гибели – это столкновение двух амбициозных людей, стоящих друг друга: Матильда не могла смириться, что ей отказали, да и Жюльен не мог допустить, что она с ним так поступила (когда выставила из своей комнаты). Но он не знал, к чему все это приведет. Письмо г-жи де Реналь действует, как красная тряпка, и выводит Жюльена из себя, заставляя совершить поступок, который погубит его и о котором он потом будет жалеть. Именно в этот момент – момент выстрела в ту, которою, как ему казалось, он забыл, когда она на волосок от смерти, - Жюльен понимает, что она на самом деле значила для него. Но понял он это слишком поздно. Последняя встреча г-жи Реналь и Жюльена очень трогательная и печальная - ведь их будущее невозможно, и спасти Жюльена, как г-жа Реналь думала, не получится, ибо он считает себя виноватым и не собирается никого ни о чем просить.
В самом конце он кричит, чтобы она не смела ничего с собой делать, он то ли умоляет, то ли требует, в этот миг уже никаких сомнений не возникает в его чувствах, мыслях, в его любви и в том, что эти часы до смерти – самые счастливые в жизни героя.
В этот раз я более внимательно смотрела на костюмы и их изменения в цвете: появление красных пятен, полосок – и уже к концу первого действия костюмы практически полностью становятся ярко-красных тонов, а во втором – еле заметное появление черных полосок (повязка Жюльена, когда его ранили, черные штаны), и как они становятся к концу уже полностью черного цвета – когда смерть героя совсем близко!
Актеры, конечно, все молодцы, но понравились трое – Петя, А. Блохин и В. Цымбал!
Алексей Блохин (Мале)
Это и внутренний голос Жюльена, и отдельный персонаж.
Когда герой размышляет - Мале его внутренний голос, который ведает нам о мыслях героя, его отношении к окружающим – тогда это речи сильного, смелого, гордого, порой обиженного человека. А в диалогах с Жюльеном – тон Мале иной, вроде взгляда со стороны, взгляда учителя, приятеля, который советует и может покритиковать – здесь тон спокойный и немного ироничный порой.
И 3-й образ художника, творца, который рисует, сопровождая это цитатами про любовь, красный и черный цвет и те ситуации, которые происходят в спектакле.
Замечательно, что этот образ ввели в спектакль, и Алексей Блохин прекрасно его сыграл!!
Виктор Цымбал (г-н де Реналь).
Его герой яркий, характерный, при этом человек серьёзный, не привыкший сдаваться, идти на поводу у кого-то. Также он человек совсем не глупый: «Зачем повышать жалование человеку, который и так хорошо работает»
Лучше стала играть Нелли Уварова (г-жа де Реналь).
Романтичная и в тоже время серьезная, заботливая и любящая мать, которой, казалось бы, чужды безрассудные поступки. Она человек честный и верующий, при всем при этом, она попала в омут страстей, полюбила и потеряла голову, но никогда не забывала о детях.
Петр Красилов (Жюльен Сорель)
Когда я видела новый образ Сореля на фотографиях, то и представить не могла, насколько это красиво вживую и насколько подходит именно этому персонажу. Получился очень красивый Жюльен, и этот образ подходит к тому времени, в котором происходят события спектакля.
Жюльен – человек немного гордый, вспыльчивый, если дело касается его чести, не терпит унижения, умеет постоять за себя, но, несмотря на то, что он из семьи плотника, очень начитанный и умный, человек прямой и верный своим идеалам.
Жюльен не избалован любовью отца, а его мама умерла, он не привык никому доверять и кого-то любить, посему ведет себя настороженно с людьми, у которых вынужден служить. Слова о маме словно приоткрывают нам его душу, но всего на миг, ему было, пожалуй, трудно открыться и перед г-жой де Реналь, да и поверить в ее любовь, я думаю, тоже было нелегко, ведь он думал, что для нее он всего лишь слуга.
Петя замечательно играл: прекрасная мимика, некоторые тонкости, например, простой кивок головы из-за полуоткрытой двери, как призыв к решительным действиям; а с какой осторожностью и какой-то кошачьей пластикой герой поднимается к окну Матильды; смена интонаций, которые на протяжении всего спектакля больше показывают его характер и редко сменяются добрыми и мягкими тонами, говоря об его искренности и, наверное, открытости в какой-то момент.
Много прекрасных моментов: дуэль с графом Круазнуа; урок фехтования с Норбером, танцы с Матильдой и графом; сцена с детьми (и как во время диалога с Элизой, когда дети занимались рядом, он из-за страха повысил на них голос и детки замерли); как в первый свой день в Париже схватился с господином и вызвал его на дуэль; финальная трогательная сцена с Элизой; диалоги с Мале…
В общем, спектакль прошел замечательно, при полном аншлаге, зрителей было много, а букетов не очень - всех не заметила, но были у Нелли, у одного из актеров, которые играли детей г-жи де Реналь, у Пети их три, у других я не запомнила, сколько их было и были ли.
И немного фотографий с поклонов: